Киргизская Советская Социалистическая Республика

(Кыргыз Советтик Социалистик Республикасы)

Большая  Советская Энциклопедия, изд. 3, 1969—78  г.г.

 

Главная

Пейзажи Хайдаркана

Фотоальбомы Хайдарканцев

БЛОГ

Архив школьных фотографий

Из истории Хайдаркана

Форум

Видео Aрхив

Аудио Архив
Архив сайта
Кадамжай Кадамджай Сурьмяный комбинат Ферганская долина
е-майл сайта

 

Реклама:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

XI. Народное образование и культурно-просветительные учреждения.

 

  В 1-й трети 19 в., когда Киргизия входила в состав Кокандского ханства, мусульманское духовенство в целях насаждения идеологии ислама создавало конфессиональные школы — Мектебы, где обучение сводилось к заучиванию наизусть отрывков из Корана на арабском языке. Во 2-й половине 19 в. в местах оседлого поселения возникли духовные школы повышенного типа — Медресе. После вхождения Киргизии в состав России появились светские начальные русские школы (первая открылась в 1874 в г. Караколе, ныне — г. Пржевальск). В 80-х гг. появляется сеть русско-туземных школ. Объективно русско-туземные школы имели в известной мере прогрессивное значение: они знакомили киргизскую молодежь с русским языком и русской культурой. Передовые люди Киргизии боролись за развитие сети русско-туземных школ и увеличение в них числа учащихся-киргизов. В предреволюционные годы было 107 школ, где обучалось 7 тыс. человек, из них только 574 киргиза — дети баев и манапов; на всю Киргизию были одна мужская гимназия и две прогимназии, в которых среди учащихся не было ни одного киргиза. Грамотность киргизского населения накануне Октябрьской революции составляла менее 1%.
 


  Октябрьская революция открыла киргизскому народу доступ к образованию, развитию национальной культуры. ЦИК Туркестанской республики (включавшей в тот период Киргизию) утвердил «Положение об организации дела народного образования в Туркестанском крае» (17 августа 1918), опубликовал декларацию о введении в республике всеобщего бесплатного обучения на родном языке и отделении школы от церкви. Были созданы Совет по народному образованию и комиссии по составлению программ и учебников. В середине 1919 появились первые курсы по подготовке учителей, в 1924—25 организуются Ошский и Джалал-Абадский педагогические техникумы, в 1926 — Центральный педагогический техникум, в 1932 — первое высшее учебное заведение — Киргизский государственный педагогический институт. В 20-е гг. развернулась работа по ликвидации неграмотности среди взрослого населения. Только в годы 1-й пятилетки ликвидировало неграмотность более 650 тыс. человек. Эта работа в основном была завершена к 1940. С 1927/28 учебного года школы перешли с арабской на латинскую графическую основу письменности, а с 1940 киргизская письменность строится на основе русской графики. Учитывая некоторые бытовые особенности местного населения, в Киргизии создавались передвижные школы, обслуживавшие детей животноводов, специальные школы для девочек. Большую роль в развитии образования среди женщин сыграли женотделы партийных органов. В 1930 ЦИК и СНК Киргизской АССР приняли постановление «О введении всеобщего обязательного начального обучения на территории Киргизской АССР», которое было в основном осуществлено к 1936. В послевоенные годы завершился переход к всеобщему 7-летнему обучению. По переписи 1970 грамотных среди мужчин было 99,8%, среди женщин — 99,6%. В 9-й пятилетке в Киргизии, как и во всей стране, будет осуществлен переход к всеобщему среднему образованию. В 1971/72 учебном году функционировало около 1,8 тыс. общеобразовательных школ, в том числе 176 вечерних (сменных) общеобразовательных школ; общее число учащихся достигло 799,1 тыс., в том числе около 40 тыс. в вечерних школах. В связи с разбросанностью многих населенных пунктов создано 37 школ-интернатов, где обучается более 16 тыс. детей. До Октябрьской революции в Киргизии работали 216 учителей, среди которых не было ни одного киргиза со специальным педагогическим образованием, в 1971/72 учебном году в школах республики трудилось свыше 40 тыс. учителей. Воспитательная и культурно-просветительная работа со школьниками ведётся также в 39 дворцах и домах пионеров, имеются 54 детско-юношеские спортшколы, республиканская детская экскурсионная станция, станции юных техников и натуралистов.
 


  За годы Советской власти создана широкая сеть детских дошкольных учреждений. В 1971 число детских садов и яслей-садов достигло 727, в них воспитывалось 83,3 тыс. детей.

  Значительное развитие получило профессиональное образование. В 1971/72 учебном году в 55 профессионально-технических учебных заведениях обучалось 29,4 тыс. учащихся, в 36 средних специальных учебных заведениях — 41,5 тыс. учащихся. До революции на территории Киргизии не было ни одного вуза. В 1971/72 учебном году в 9 вузах — Киргизском университете, с.-х. институте, политехническом институте, институте искусств, медицинском, физической культуры, женском педагогическом институте во Фрунзе, педагогическом институтах в Оше и Пржевальске обучалось 49 тыс. студентов. Без отрыва от производства в 1971/72 учебном году обучалось в средних специальных учебных заведениях 13,5 тыс. человек, в вузах 21 тыс. человек. За годы своего существования высшие и средние специальные учебные заведения Киргизии подготовили для народного хозяйства свыше 132 тыс. специалистов.

  До революции в Киргизии почти не было культурно-просветительных учреждений. На 1 января 1972 функционировали 1378 массовых библиотек (11,9 млн. экземпляров книг и журналов); крупнейшая библиотека — Государственная библиотека Киргизской ССР им. Н. Г. Чернышевского, музеи: во Фрунзе — Исторический музей Киргизской ССР, Музей изобразительных искусств Киргизской ССР, Дом-музей М. В. Фрунзе, в Оше — областной краеведческий, в Пржевальске — мемориальный музей Н. М. Пржевальского и краеведческий музей; 1039 клубных учреждений.

  А. Э. Измайлов, К. И. Искаков.



  Художественная самодеятельность.

   В 1971 насчитывалось 197 хоровых, 152 драматических, 178 танцевальных кружков, 146 художественных агитбригад, 87 оркестров народных инструментов, 23 духовых оркестра. Работают 19 народных драматических театров: при Дворце культуры им. В. И. Ленина во Фрунзе (с 1959), в гг. Токмак, Джалал-Абад (с 1961), Пржевальск, Ош (с 1962), Рыбачье (с 1971), при Ошском педагогическом институте (с 1971), а также в Алайском, Кировском (оба с 1960), Кочкорском, Узгенском (с 1962), Таласском, Кантском (с 1963), Сокулукском (с 1964), Иссык-Кульском (с 1966), Советском, Токтогульском (с 1969), Джумгальском (с 1971) районах, в поселке Кош-Тегирмен (с 1961). При совхозе «Алга» Узгенского района имеется народная филармония (с 1967). Ведущие музыкальные коллективы г. Фрунзе — лауреаты республиканского фестиваля художественной самодеятельности: хоровые коллективы Киргизского женского педагогического института, с.-х. института, танцевальный коллектив Дворца культуры им. В. И. Ленина, вокально-инструментальные ансамбли политехнического института, Киргизского университета. Среди лауреатов республиканского фестиваля: хоровой коллектив и оркестр народных инструментов Ошского городского Дома культуры, хоровой коллектив и народный ансамбль Нарынской области, хоровой коллектив и народный ансамбль Таласского района, хоровой коллектив Дома культуры г. Токмак, вокально-инструментальный ансамбль «Наристе» Джумгальского района, ансамбль комузистов Нарынской и Иссык-Кульской областей, ансамбль темир-комузисток Рыбачинского городского Дома культуры. Лауреатами республиканского фестиваля театральных коллективов являются Таласский, Алайский, Джумгальский районные и Рыбачинский городские народные театры.

 

 

<<< Назад  

Содержание

 

Далее >>>

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

______________________________________________________________________

Яндекс.Метрика