Производство первичной ртути в Кыргызстане – Техническая оценка ГРИД-Арендал - Апрель 2009 г.

 

Главная

Пейзажи Хайдаркана

Фотоальбомы Хайдарканцев

БЛОГ

Архив школьных фотографий

Из истории Хайдаркана

Форум

Видео Aрхив

Аудио Архив
Архив сайта
Кадамжай Кадамджай Сурьмяный комбинат Ферганская долина
е-майл сайта

 

 

 

 

 

 

 

 

  3.2 Экологический мониторинг и инструменты обеспечения соблюдения законодательства


  Представляется, что многие официальные требования, касающиеся мониторинга и нормирования выбросов ртути (и других токсичных веществ) в атмосферу и их сбросов в водные объекты, в значительной степени следуют нормативам, установленным и применявшимся в советский период, когда соответствующая деятельность осуществлялась структурами Государственного комитета СССР по гидрометеорологии. На протяжении последних 15 лет соблюдение установленных государством требований в отношении выбросов и сбросов ртути контролировалось Государственным агентством по охране окружающей среды и лесному хозяйству Кыргызстана, а также его предшественниками, например, Министерством экологии и чрезвычайных ситуаций.

  Согласно действующему законодательству, Хайдарканский ртутный комбинат обязан иметь экологический паспорт, содержащий перечень выбрасываемых загрязняющих веществ и согласованные нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов (ПДВ и ПДС соответственно), а также план природоохранных мероприятий предприятия (например, по рекультивации площадок, очистке фильтров, переработке отходов и т.д.). Нормативы ПДВ и ПДС, а также соответствующие целевые показатели определяются на основе расчетов и утверждаются органами Государственного агентства по охране окружающей среды и лесному хозяйству. Однако проблемой подхода, основанного на ПДВ и ПДС, является то, что он не обязательно обеспечивает адекватный учет воздействия выбросов и сбросов на условия окружающей среды. В центре этого подхода находятся объемы выбросов и сбросов, а не фактические последствия для окружающей среды; он не соответствует современным международным подходам, направленным на максимально возможное
сокращение загрязнения окружающей среды.

  Экологический паспорт готовится компанией-оператором (обычно, с привлечением независимых консалтинговых и лабораторных услуг), которая должна обновлять документ каждые пять лет. В настоящее время Хайдарканский комбинат имеет действующий (ежегодный) план природоохранных мероприятий, однако основной экологический паспорт предприятия был разработан больше пяти лет назад – в 2000 г.
(причем современный экологический паспорт комбината не был предоставлен экспертам проекта ни руководством предприятия, ни центральными или местными природоохранными органами, что ставит под вопрос наличие данного документа). Как сообщается, обновленный экологический паспорт все еще дорабатывается.

 

  Предыдущий экологический паспорт был разработан в советский период (1990 г.), когда предприятие достигло пика производительности, сопровождавшегося, согласно сообщениям, максимальным уровнем воздействия на окружающую среду. Поэтому данный документ является полезным источником информации для данной оценки.

  Хотя в экологическом паспорте отражаются выбросы и сбросы загрязняющих веществ, а также использование ресурсов (добыча руды, землеотводы, потребление воды и энергии и т.п.), этот подход не является достаточно динамичным и может привести к тому, что некоторые экологические проблемы не получат достаточного внимания. В соответствии с наилучшими международными подходами, принятыми в настоящее время, управление воздействием на окружающую среду (экологический менеджмент) рассматривается как непрерывный процесс, охватывающий все этапы жизненного цикла объекта – строительство, эксплуатацию, вывод из эксплуатации и рекультивацию (реабилитацию) промышленной площадки.

  Хайдарканский ртутный комбинат не публикует открытой экологической отчетности (но предоставляет информацию по установленной форме в органы охраны природы и статистики). Несмотря на озабоченность по поводу местной экологической ситуации и рисков, связанных с опасными отходами, данные о выбросах и сбросах загрязняющих веществ, отходах и концентрациях загрязняющих веществ, а также материалы каких- либо независимых аудитов пока не доступны широкой общественности.

 

  С целью выполнения требований экологического законодательства и снижения загрязнения окружающей среды Хайдарканский комбинат ежегодно планирует и реализует ряд мероприятий технического характера. Эти мероприятия включают очистку труб, используемых для отведения стоков, переработку шламовых отходов, очистку промышленных площадок и спецодежды для ликвидации ртутного загрязнения, очистку воздушных фильтров, работы по обслуживанию и ремонту хвостохранилища, озеленение и т.д. Ежегодные затраты комбината на природоохранные мероприятия оцениваются в 500 тыс. сомов (согласно плану на 2008 г.). Опыт прошлой деятельности показывает, что на предприятии имели место регулярные нарушения экологических требований, иногда значительные (превышение ПДК в 10–100 раз). Представляется вероятным, что объемы выбросов ртути, приводимые в отчетности, не соответствуют фактическому объему выбросов. Однако это предположение не может быть подтверждено с помощью данных инструментального мониторинга (см. обсуждение в 6.2.1).

  Комбинат ежегодно выплачивает фиксированный объем средств в качестве платежей за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды в пределах согласованных нормативов ПДВ и ПДС. При превышении нормативов с предприятия взимаются штрафы. Нормативы ПДВ и ПДС для Хайдарканского комбината, как и для
многих других горнодобывающих предприятий Кыргызстана, определяются на основе расчетов, а не измерений фактических величин. Штрафы перечисляются на счета целевых бюджетных фондов и используются для финансирования деятельности по охране окружающей среды и улучшению санитарных условий.

 

 

<<< Назад  

Содержание

 

Далее >>>

 

 

 

 

 

 

   

 

______________________________________________________________________

Яндекс.Метрика