Фрагменты отчета Владимира Лысенко о водном  путешествии шестой категории сложности по р.р. Гаумыш, Джиалису, Ходжаачкан, Сох (Памиро-Алай) в июле 1988 года.

 

Главная

Пейзажи Хайдаркана

Фотоальбомы Хайдарканцев

БЛОГ

Архив школьных фотографий

Из истории Хайдаркана

Форум

Видео Aрхив

Аудио Архив
Архив сайта
Кадамжай Кадамджай Сурьмяный комбинат Ферганская долина
е-майл сайта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Скиталец - сервер для туристов и путешественников  
 
   
 
Главная > Регионы > Средняя Азия > Памир, Памиро-Алай


Фрагменты отчета Владимира Лысенко о водном путешествии шестой категории сложности по р.р.Гаумыш, Джиалису, Ходжаачкан, Сох (Памиро-Алай) в июле 1988 года

Руководитель: Владимир Лысенко (Новосибирск)

Содержание:
  1. Характеристика и краткое описание маршрута;
  2. Состав группы и максимальный туристский опыт участников;
  3. Лоция маршрута:
    1. Река Гаумыш;
    2. Река Джиалису;
    3. Река Ходжаачкан;
    4. Река Сох;
  4. Итоги путешествия, выводы и рекомендации
Характеристика и краткое описание маршрута

Предлагаемый водный маршрут 6 категории сложности начинается на Алайском хребте и проходит по территории Киргизии и Узбекистана. Общая длина маршрута около 210 км , водной части – 173 км (до кишлака Газнов) или 180 км (до 1-го Головного Бургандийского гидроузла).

Пешая заброска на маршрут осуществляется из Хайдаркена через перевал Гаумыш Восточный (1А, 4075м). Сплав начинается на высоте 3700м сразу после спуска с перевала. На 30 км длины Гаумыш теряет 1036м высоты, т.е. средний уклон Гаумыша 35 м/км. Средний уклон Джиалису (на последних 6 км ) – около 30м/км, Ходжаачкана – 21 м/км, Соха (на участке до г.Сох) – 13 м/км. Средний уклон маршрута до города Сох - 21 м/км (на 134 километрах пути теряется 2780м высоты). Расход воды в р.Сох у г.Сох во время нашего путешествия (в июле) составлял 150 м 3 /сек. Цвет воды в июле был тёмно-серым (вода несла частицы грунта).

Сплав по Гаумышу начинается с порога-шиверы 4-5 категории сложности с очень узкими проходами (мало воды). Затем идёт каньон "Завальный" 5-6 к.с., где несколько каменных завалов-непроходов. Следующий каньон 6 к.с. также имеет 30-метровый непроход. Затем следуют порог 5 к.с. и каньон 6 к.с. длиной больше 1 км , в котором множество обливных камней, "бочек", мощная струя (а в начале каньона – много больших камней). Следующий струйный порог 6 к.с. заканчивается абсолютным непроходом - большие камни полностью перегородили реку. В пороге много обливных камней, "бочек", большая скорость течения. Далее следует суперпорог 7 к.с. (так мы оценили препятствия особой сложности, непроходимые на обычных катамаранах, но теоретически имеющих возможность быть пройденными на особо устойчивых и очень маневренных судах при отличной работе экипажей), заканчивающийся непроходом. Затем идёт порог 6 к.с., в котором много больших камней, мощная струя, есть непроходы. И, наконец, следует самое опасное препятствие Гаумыша - трёхкилометровый Нижний каньон 7 к.с. с огромным уклоном (около 50 м/км), водопадами (до 5м высотой), валами и "бочками" высотой 3м и скоростью реки 25-30 км/час. Заканчивается каньон непроходимым участком. Нижний каньон Гаумыша мы не проходили. Далее следует порог 6 к.с. длиной около 1 км , который постепенно переходит в порог 5 к.с. Им и заканчивается сплав по Гаумышу.

Далее следует пешая заброска вдоль р.Джиалису на 6 км (или более), и сплав продолжается уже по Джиалису. Сначала идёт порог 5 к.с., затем струйный порог 4-5 к.с. длиной почти 1 км (здесь отличное место на берегу для стоянки и есть стройматериал для судов). После этого река входит в двухкилометровый Нижний каньон Джиалису 7 к.с., в котором в изобилии большие камни, мощные сливы, "бочки", водопады. Вода – "бешеная", есть непроходы. Этот каньон мы также не проходили. После Нижнего каньона следует порог 5 к.с. длиной почти 2 км , и сплав по Джиалису завершается.

Гаумыш и Джиалису, сливаясь, образуют новую реку – Ходжаачкан. Сплав по ней начинается с преодоления шивер 4 к.с., затем следует порог Долматова 5-6 к.с. с отдельными мощными сливами. После кишлака Ходжаачкан (на левом берегу) идёт порог 5-6 к.с. с мощными сливами, валом и прижимами. А затем следует почти десятикилометровый Большой (Выходной) каньон Ходжаачкана, первая половина которого, оцениваемая нами 7 к.с., представляет собой непрерывное чередование 2-3метровых валов, сливов и "бочек". Вода "клокочет", скорость реки около 25 км/час. Обнос каркасов судов и гондол осуществляется по хорошей тропе, которая после кишлака Чакуш идёт рядом с рекой. В середине каньона река несколько успокаивается, следует участок 5-6 к.с. Затем идут пороги 6 к.с. и выходная часть каньона 5-6 к.с. (здесь основная сложность для сплава – большая скорость реки). Сплав по Ходжаачкану заканчивается.

Реки Ходжаачкан, Арча-Баши и Ак-Терек образуют реку Сох. В отличие от сплава по Гаумышу, Джиалису и Ходжаачкану (нам известна лишь одна неудачная попытка пермяков в 1983г. сплавиться по Ходжаачкану), сплав по Соху до нас уже был осуществлён, как минимум, двумя группами. Поэтому описание Соха дадим лишь вкратце. Ниже кишлака Зардалы идёт Верхний каньон Соха 6 к.с. с двумя непроходами. Затем – вплоть до конца кишлака Аугул – идёт шивера-порог 5-6 к.с. (основная сложность для сплава – большая скорость реки). А от фермы Зарделик и до конца кишлака Кштут река протискивается через систему из 5 щелей (с примерно километровым интервалом между ними) шириной от 1 до 3м. Щели 1, 2 и 5 непроходимы для всех судов, а щели 3 и 4 – для больших. Ниже щели 5 вплоть до г.Сох идёт набор препятствий 5 и 6 к.с. (в т.ч. щель 6 и порог "Баткенский мост", которые для больших судов непреодолимы). После г.Сох река разбивается на протоки, и последние препятствия (4-5 к.с.) встречаются перед кишлаком Умбара – в месте, где строится плотина будущего водохранилища. Далее река спокойна.

Сплав можно закончить или в кишлаке Газнов, или в совхозе "Бурганди" непосредственно перед 1-ым Головным Бургандийским гидроузлом, откуда вода Соха уже течёт по трём каналам.

Что же касается непройденных нами трёх каньонов Гаумыша, Джиалису и Ходжаачкана, то предлагаемый маршрут с прохождением этих каньонов (возможным лишь на сверхустойчивых и очень маневренных судах при отличной работе экипажей) был бы, без всякого сомнения, сложнейшим водным маршрутом СССР.

 

Состав группы и максимальный туристский опыт участников

1. Лысенко Владимир Иванович (руководитель, капитан катамарана):

VI -У (Мажойский каскад Чуи и т.д.), VI -У (Башкаус), V -Р (Иолдо, Н.Кураган, Катунь),

V -Р (Серлиг, Ожу, Бий-Хем), V -Р(Сандалаш,Чаткал), VI -Р(Большой Нарын,Нарын),

VI - Р (Матча, Ягноб, Фандарья, Зеравшан).

2. Чуркин Алексей - V-У (Чуя, Урсул, Катунь) (матрос катамарана).

3-4. Береговая группа.

Сплав проведен на катамаране-двойке при береговой страховке.

Лоция маршрута
Река Гаумыш

0 – порог-шивера IV - V к.с. с очень узкими проходами (мало воды), /≈ 2 км.

1 – каньон "Завальный" V - VI к.с., /≈ 2 км. Много каменных завалов-непроходов, мало воды. На берегах – арча. Первая часть каньона ( /≈ 0,5 км) – практически непроход, лишь во второй половине можно "проскрестись". Стены – из мягких пород. Во 2-ой части ( /≈ 300 м) есть ряд мощных 2-3метровых водопадов, но они замыкаются на непроходах, т.е. чалка должна быть принудительная, страховка – супернадёжная. Затем 0,5 км тихой воды. Часть 3 ( /≈ 0,3 км): вход – непроход; затем середина IV к.с.; непроходы; выход – спокойный. На выходе на берегу – летовка.

2 – каньон "Простой" III - IV к.с., /≈ 0,5 км. Расположен через 0,8 км после каньона 1. В конце каньона 2 бревно-мостик (в 3 части каньона 1 также можно перейти реку по мостику).

3 – цепь шивер III-IV к.с., /≈ 1,5 км.

4 – цепь шивер III -I V к.с., /≈ 1 км. После препятствия 4 – широкая галечная пойма.

5 – шивера III -I V к.с., /≈ 300 м. Через 400м – порог 6.

6 – порог VI к.с. с 30метровым непроходом, /≈ 2 км. Берег – отвесный (конгломератный и осыпной). В конце порога река дважды делает зигзаг. Характер препятствий – в основном, струйный. Много полуобливных камней и "бочек". Порог 6 переходит в:

7 – порог V к.с., /≈ 1,5 км.

8 – шивера I V к.с., /≈ 1,5 км.

После неё – галечная равнина около 2 км до следующего каньона, много проток.

9 – порог "Залом" I V к.с., /≈ 150 м. Из-за залома непроходим, в нём завалы, бурно переходит в каньон 10.

10 – каньон VI к.с., /≈ 1,5 км. Мощная струя, множество обливных камней, "бочек". В начале каньона – много больших камней.

Между препятствиями 10 и 11 – 1 км спокойно.

11 – порог I V к.с., /≈ 100 м, есть завал.

Между 11 и 12 – низкий мост (слева – перевал Кызылбель, 1Б).

12 – струйный порог VI к.с., заканчивается 100% непроходом – камни перегородили реку. Большая скорость воды. Много обливных камней, "бочек".

13 – суперпорог VII к.с. с огромным падением воды (огромный уклон), много больших камней, мощная струя, /≈ 200 м. Ориентир слева - скала "Спящий бобик" (10м х 3м). Уклон ≈ 10м/100м, т.е. порядка сотни метров на 1 км . В одном месте русло почти перекрыто. Система водопадов.

Между 13 и 14 - 300м препятствия III к.с.

14 - порог VI к.с., /≈ 0,5 км, много больших камней. Мощная струя. Два места проблематичны с точки зрения прохождения.

15 - порог V - VI к.с., начинается на резком S -образном повороте (между 14 и 15 - около 200м). Порог струйный, мощный вал, мощные сливы. В пороге двойной S-поворот, /≈ 300 м. Порог 15 заканчивается водопадом-водосливом 16 (косым - падение к левому берегу).

16 - водопад-водослив "Ледниковый" VI к.с., разделён на несколько ступеней. Очень большой уклон. После 16 сразу суперпорог 17.

17 - суперпорог VII к.с., /≈ 0,5 км. Огромный уклон. Много больших камней, есть непроходы.

18 - порог VI к.с., струйный, /≈ 300 м.

19 - суперпорог VII к.с., /≈ 0,5 км. Огромное падение воды, большие камни. Заканчивается серией косых 3-5метровых водопадов 20.

21 - порог VI супер к.с. (проходится на пределе возможностей хорошего плота), /≈ 1 км, похож на 19.

22 - система водопадов 5-10м, непроход, /≈ 200 м.

23 - порог VI к.с., /≈ 1 км, постепенно переходит в V к.с. Камни, мощные сливы, большой напор воды. В конце его - мостик и горячий источник. После мостика - порог 24, IV - V к.с., струйный (главным образом), /≈ 0,5 км.

 

Река Джиалису

25 - порог IV - V к.с., струйный, /≈ 1,5 км. Здесь тропа спустилась к реке. Отличное место для стоянки - арчевый и прочий лес. Мост. На левом берегу - разрушенные домики из камня, много материала для строительства судов.

26 - порог VI супер к.с., /≈ 0,5 км, заканчивается непроходом (река перегорожена камнями). Ряд водопадных сливов, "бешеная" вода.

27 - порог VI супер к.с., большие камни, большой напор воды. Мощные "бочки", сливы, водопады.

28 - порог VI к.с., главным образом - струйный, мощная вода.

29 - пороги VI супер к.с. в глухом каньоне, не менее двух порогов VII к.с., /≈ 0,5 км.

30 - струйный порог V к.с., /≈ 2 км.

Река Ходжаачкан

31 - ряд шивер III - IV к.с.

32 - порог V - VI к.с., /≈ 2 км, много камней (огромных глыб) в русле, отдельные мощные сливы. На левом берегу - памятник Долматову (Пермь, погиб 7 сентября 1983г.).

33 - струйный порог IV - V к.с., /≈ 200 м (в 1 км от р.Голид), большой вал.

34 - струйный порог IV к.с., /≈ 300 м.

35-37 - "Выходной" каньон Ходжаачкана. Перед ним - порог V - VI к.с., мощные сливы, вал, прижимы. В начале каньона - порог "Вход в каньон" V к.с., вал.

35 - цепь порогов VI - VI супер - VII к.с., /≈ 3 км, v ≈ 25 км/час, вал 3м, сливы 3м, вода "клокочет".

36 - пороги V к.с., /≈ 1,5 км, большая скорость реки, зелёные лужайки на берегах.

37 - выходная часть каньона, ряд порогов VI - VI супер к.с., большие камни, щели-проходы, большая скорость течения.

Мост в районе к.Кульп - здесь тропа переходит на правый берег и раздваивается: одна идёт в к.Чакуш, вторая - вдоль каньона вниз по течению.

 

Река Сох

38 - "Верхний" каньон Соха, VI - VI супер к.с. В нём ряд препятствий, в т.ч. 38а-38в.

38а - VI к.с., 1-ая и 2-ая ступени - вал до 3м, сливы до 3м. После 2-ой ступени 300м спокойно, но нужно пристать в улово (хорошее) у левого берега, т.к. через 300м - непроход (ступень 3).

38б - VI усл к.с., заканчивается непроходом (там же мост).

Затем - 1 км спокойно ( IV к.с.).

38в - VI усл к.с., заканчивается непроходом. Потом справа впадает крупный ручей.

Далее – вплоть до конца кишлака Аугул – в глубоком ущелье-каньоне идёт шивера-порог V - VI к.с. (основная сложность для сплава – большая скорость реки). Одно из опасных мест - большой камень в русле за мостиком в к.Аугул.

39 - каньон VI - VI супер к.с. От фермы Зарделик и до конца кишлака Кштут река протискивается через систему из 5 щелей (с примерно километровым интервалом между щелями) шириной от 1 до 3м. Щели 1, 2 ( s ≈ 1м) и 5 непроходимы для всех судов, а щели 3 и 4 ( s ≈ 3м) – для больших (для малых судов - VI супер к.с., щель 4 долгая и кривая). Между щелями 4 и 5 - шивера-порог VI к.с. у к.Кштут, /≈ 1 км.

Отсюда - Узбекистан.

Через 3 км после щели 5 (начиная с препятствия 40) вплоть до г.Сох идёт набор препятствий V и VI к.с. (в т.ч. щель 6 и порог "Баткенский мост", которые для больших судов непреодолимы).

40 - порог V к.с., /≈ 1 км.

Через 1 км:

41 - щель 6 - VI к.с. для малых судов ( s ≈ 3м), для больших - непроход.

42 - порог V к.с., гряда камней.

43 - каньон V к.с. (через ≈ 3 км после 42).

Ещё через ≈ 3 км:

44 - каньон VI к.с. - у к.Таян.

Далее, через 0,5 км:

45 - каньон V к.с., /≈ 0,5 км.

Ещё через 0,5 км:

46 - каньон V к.с., /≈ 1 км.

47 - каньон VI к.с., на выходе камень перегораживает реку - проход ( s ≈ 3м) справа.

Через 1 км:

48 - два порога V и V - VI к.с. (второй - "Трубопровод", s ≈ 3м).

49 - порог "Баткенский мост" V - VI к.с. (только для малых судов, т.к. s ≈ 2м) или непроход (для больших), мощный слив.

50 - порог V к.с. (через 100м после моста), в русле камни.

51 - порог V к.с. (через 1 км после преп.50), v ≈ 15 км/час. Рядом - г.Сох.

Далее река Сох делится на множество проток и в таком виде течёт на протяжении 10 км .

52 - преп. IV - V к.с. в месте строительства плотины водохранилища (поднимет воду на h =84м). Здесь долина резко сужается, на левом берегу - скалы.

Через 0,5 км:

53 - преп. IV - V к.с. перед к.Умбара. На правом берегу - чистое озеро.

Далее остаётся около 26 км до Газнова (или 33 км до 1-го Головного Бургандийского гидроузла), река спокойна.

В месте попадания в канал - преп.54 VI супер к.с.: вал и "бочки" выше 3м, вода бурлит, но из-за низкого мостика (низкой высоты проёма гидроузла) h ≈ 0,5м - непроход.

Через 20 км центральный канал снова разделяется на несколько каналов - здесь (в Сарыкургане) находится 2-ой Головной гидроузел. Сох как река прекращает своё существование.

 

Итоги путешествия, выводы и рекомендации

1. Впервые пройдены (с обносом препятствий VI супер и VII к.с.) река Гаумыш , последние 6 км реки Джиалису и река Ходжаачкан до Выходного (Большого) каньона. Непройденными остались Нижний каньон Гаумыша (длиной 3 км ), Нижний каньон Джиалису ( 2 км ) и Выходной каньон Ходжаачкана (длиной почти 10 км ).

2. В целом пройден очень интересный маршрут по рекам Гаумыш, Джиалису, Ходжаачкан и Сох (средний уклон маршрута до города Сох - 21 м/км (на 134 километрах пути теряется 2780м высоты)). Прошли пороги до стандартной VI к.с. включительно, пороги VI супер и VII к.с. не проходили.

3. Что же касается непройденных нами трёх каньонов Гаумыша, Джиалису и Ходжаачкана, то предлагаемый маршрут с прохождением этих каньонов (возможным лишь на сверхустойчивых и очень манёвренных судах при отличной работе экипажей) был бы, без всякого сомнения, сложнейшим водным маршрутом СССР.

Комментарий автора в 2001г.: Препятствия, оцененные нами как VII к.с. соответствуют 6 к.с. современной европейской классификации, VI супер - 5 ++. Идти нужно летом, в большую воду, и маршрут будет не менее опасен, чем Брахмапутра или ущелье Ронду на Инде. Впрочем, желающим идти в суперсложное ущелье Ронду на Инде или на Брахмапутру я бы рекомендовал сначала пройти маршрут по Гаумышу (начиная, скажем, с препятствия 10, или Джиалису), Ходжаачкану и Соху летом. Это в три раза дешевле маршрута по Инду и в тридцать раз дешевле маршрута по Брахмапутре, а острых ощущений, удовольствия, самоутверждения и удовлетворения от прохождения получите не меньше.

Схемы




Комментарии и дополнения



Фотографии:



 

 

 

 

 

 


 

© "Скиталец", 2001-2006.
© Дизайн, администрирование - Илья Слепцов.
© Программирование - Петр Газарян, Виктор Полозов.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

______________________________________________________________________

Яндекс.Метрика