"Горные путешествия по Высокому Алаю"

Максимов Л.А., Фоменко Д.Е., Сипачев Г.Ф.

Изд-во "Физкультура и спорт", Москва, 1980 год

Кадамжай Кадамджай Сурьмяный комбинат Ферганская долина
е-майл сайта

Западная часть Высокого Алая

В массиве окрестностей ледника Абрамова.

На ледник Абрамова из ущелья Джилису перевалом Конгур или с ледника перевалами Ленинградцев, Снежный горб, Джилису (Абрамова)

Конгур - самый северный перевал из ущелья Джилису и самый простой (1Б), но высокий (4230 м). Путь проходит через Алайский хребет по линии широтного расположения межгорных впадин Ходжаачкана и Кек-Суу.

Предперевальный склон с запада динамичен и начинается у конца ледника Джилису по крутым скально-осыпным участкам, расположенным в обширном верховом сае с ледником Конгур. От ледника из цирка течет река. Путь вверх очевиден - легкий затяжной серпантин в сае, где возможны следы старой тропы. Ледник засыпан камнями - возможен фирн или снег. На перевале снег сдувается постоянными ветрами, беспрепятственно дующими вдоль широтного направления межгорных впадин.

С перевала открывается вид на Алайский хребет. На северо-западе курятся верхушки Айламы (5367 м) и Кичик-Айламы (5192 м). На западе - коридор Ходжаачкана. На востоке лежит ледник Абрамова в тисках хребтов Текелика и Алайского.

Спуск с перевала по спокойному леднику, что лежит в ложбине, крутизной 30-40°. Маршрут хорошо просматривается от домика "ГМС Абрамова". Затем встретятся внизу осыпные поля, волны каменных гребней. У подножия склона верховое ущелье заканчивается возле вала обширной береговой морены, по которой выходим на ледник Абрамова. Внизу-слева (по ходу) остаются рваные участки конца языка. По леднику легко дойти до ГМС.

Перевал Ленинградцев лежит на гребне Алайского хребта (4250 м) южнее перевала Джилису (Абрамова) и соединяет западный склон цирка ледника Абрамова с ледником Джилису. Перевал представляет собой полностью снежно-ледовый путь (2А).

В верховьях ледника Абрамова с правой морены надо сразу идти на запад в сторону перевала Надежда (см. стр. 94). На пути, в Алайском хребте, встречается первый левый ледниковый "карман". Цирк его укрывает солидный ледяной приток, в верховьях которого и находится перевал.

Путь по леднику Абрамова сразу выводит к устью притока.

Далее крутой ледово-фирновый подъем приводит на правую террасу. С нее движемся в обход справа (по ходу) серии трещин (много закрытых), широких и глубоких, затем вновь поднимаемся в Предперевальный цирк и из него - на перевал.

С перевала на востоке открывается вид на Текелик, на западе ясно просматривается водораздельный гребень Джилису - Янгидаван с перевалом Илликсу.

Спуск с перевала ледово-фирновый (до 40°, длиной 300 м), настолько очевиден, что не требует привязки в направлении. Основной ориентир - прямо вниз. По леднику Джилису спускаемся в ущелье одноименной реки. Ледник ровный. От его конца движемся, как описано на стр. 41 (по пути подъема).

Перевал Снежный горб. На него можно пройти прямо с перевала Надежда (см. стр. 94) или подняться с ледника Абрамова. Перевальный путь располагается в Алайском хребте, где от перевала Надежда он делает зигзаг.

Снежный горб преодолевается сложнее по северной стене. На юге он прост. Туристами перевальный маршрут не пройден (нет сведений), хотя с юга на него много раз заходили. Северная стенка перевала - лед и фирн.

На седловине возможен карниз по всей ее длине. Высота склона 300-350 м, крутизна до 60°, средняя - 40°. С обеих сторон перевал обрамлен крутостенными предвершинными гребнями. У подножия возможен бергшрунд, но он часто бывает завален снегом. Выполаживание крутого участка стены происходит равномерно.

Перевал Джилису (Абрамова) соединяет середины ледниковых тел Джилису и Абрамова. Маршрут проложен через Алайский хребет севернее перевала Ленинградцев и вершины 4600 м. Если ориентировать себя на ледник Абрамова, то найти перевальный путь (2А) просто: он расположен в гребне хребта (4200 м), прямо напротив "ГМС Абрамова", в верховом ущелье.

От ГМС выходим на конечную моренную часть притока в ущелье. По холмам из камней поднимаемся на ледниковый склон притока у левого края. Крутизна льда 30-35°. Далее движемся вверх по леднику, вначале у левого борта, а затем у правого, где идем прямо вверх, к седлу перевала. Вверху ледник дважды всхолмлен.

Последний взлет круче общего пути и покрыт плотным фирном. Взлет на перевал проходит почти посередине ледника, но при условии значительного накопления фирна вверху. Наиболее удобным может оказаться путь ближе к левому борту с закладыванием серпантина.

Вид с Джилису на восток более широкий, чем с перевала Ленинградцев. Седло на остром гребневом участке обширно.

Спускаемся по западному склону Алайского хребта на ледник Джилису в широкой впадине - вначале 50 м по скально-осыпному участку (до 40°) с выходом на ледово-фирновый, который через 100-150 м выполаживается (до 20°) - наклонный цирк. Затем вновь после легкого перегиба крутизна увеличивается до 30°, а через 200-250 м склон у подножия опять выполаживается. На пути справа встречаются скально-осыпные островки, слева - крутой лед и фирн!